Воскресенье, 24.11.2024, 13:28
Приветствую Вас Гость | RSS

Запоминалки - pomnupi.ru

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Как научить читать

          Как научить ребёнка читать. 
Такова тема этой странички. О том как научить ребенка читать можно прочитать много информации на различных сайтах. Некоторые сайты уведут Вас на ложный путь, в некоторых есть зерно истины (например описаны другие игры). Читайте, думайте , анализируйте. Прочитал несколько сайтов и понял, что обязательно должен написать эту статью. Моя цель поделится собственным опытом, о том как я учил своих детей читать и предостеречь некоторых родителей от распространённых ошибок. Ошибки делаются от большого желания родителей научить детей читать до поступления в школу без желания ребенка уметь читать.
 
Это первая ошибка - учить ребенка читать без желания самого ребенка, одна из распространенных ошибок. К сожалению на такую мысль родителей наталкивают многочисленные методики, в которых черным по белому написано: "чем раньше, тем лучше". Это неправда, и в этом нет логики.  Лучше ребенок пойдет в школу не научившись читать, чем если он будет уметь читать, но желания читать у него не будет. Учить читать надо начинать только тогда, когда ребенок этого сам хочет или Вы видите к этому желание. Лучше просто читайте побольше книг ему сами. Необходимо сформировать желание к чтению, вот на это направьте свой энтузиазм. А уж Вы ему будете читать или он сам разницы нет. Ребёнок, даже если он не умеет читать, но имеет желание учится в школе всё равно догонит и даже обгонит своих сверстников (для первого чтения берите книги с крупными буквами и яркими картинками, чем меньше ребёнок, тем больше картинок).
Итак, надеюсь Вас убедил, что главное сформировать желание ребёнка, а не Ваше желание. И конечно же чтобы такое желание появилось у ребенка, он должен видеть постоянный пример для подражания. Вы должны сами много читать и читать ребёнку, в квартире должны быть книги. И очень важно чтобы у ребёнка были свои личные книги. Чтобы он тоже подражая Вам мог сеть в кресло "читать" свои книги подражая Вам. Неважно, что в книге почти нет текста. До школы у ребенка наоборот должны быть книги, где много картинок и они большие. На этом этапе важно не научить читать, а научить пересказать сказку своими словами.

          А теперь о том как учить ребёнка читать, если у него (!!! не у Вас) такое желание появилось. В этом возрасте (дошкольный возраст) у детей главное занятие игра. Вот и играйте, какая ещё учёба. Успеют ещё научится. Лозунг "Учится, учится и ещё раз учится" это не для них. Для них лозунг "Играть, играть и ещё раз играть". А вот игры могут быть в буквы, про буквы или с буквами. И уверяю Вас какую бы Вы методику не использовали (методику Зайцева, Эльконина, Г. Домана, ...) Вас ждет успех. Даже так, не используйте методику, используйте игры, которые подсказывают эти методики. Выбор методики за Вами, но в основе методики ИГРА, и помните многие методики могут принести не только пользу, но и вред. У любого дела есть положительная и отрицательная сторона. Можете использовать симбиоз, свою авторскую методику. Мой сын вот сейчас знает все 36 букв(на момент написания статьи), начал складывать слоги и пока мы остановились. Играть в сложение слогов из букв ему разонравилось. Вот я остановился с обучением. Сейчас придумываю новую игру со слогами. И вообще у него сейчас идея фикс научится писать, а не читать. Ну что же подожду. Моему ведь сыну во время написания статьи было всего 5 лет, и время у него есть. А пока он пишет. "Пишет" пароль, "пишет" через майл-агент, на аське, в ворде. Вернее не пишет, а печатает. Опять же разные игры придумываю. Он уже может повторить в майле , то что я ему написал: привет, пока, ... У нас с ним переписка. Я конечно же клоню в свою сторону, а он иногда "барабанит" по клавиатуре. Но главное участие и интерес. Представляете, если бы я занял позицию авторитета-диктатора? Вот и Вы будьте гибче. Не совершите вторую ошибку: будет ошибкой, если вместо игры в этом возрасте Вы начнете "учить по методике".

          Как мы учили алфавит. Начинать ребёнка учить читать надо с алфавита. У нас не китайские иероглифы, где каждый иероглиф означает образ или понятие, поэтому начинайте с алфавита. Опять же методик множество. Расскажу как сделал я. Во-первых, напечатайте или нарисуйте (один плакат у нас на даче висел все лето нарисованный старшей дочерью) фразы, состоящие из всех букв (или почти всех) на листах большого формата (А3, А2, ...) и повесьте на видном месте, где ребенок может их видеть.  Согласные и глухие буквы я например сделал голубыми, согласные и звонкие чёрными, все гласные - красными, а буквы "й", "ъ", "ь" -зелёными. Получились довольно весёлые плакаты, где цвет букв выбран с дальним прицелом (пригодится в дальнейшем). У меня например они висели и висят на боковой стенке холодильника, прикрепленные магнитами, на кухне. Ребёнок, если у него появилось желание знать буквы сам будет у вас спрашивать: "А это что за буква?". Иногда этого достаточно. Для игр с буквами я распечатал (каждая буква умещается на половине альбомного листа формата А4) весь алфавит. Для старшей дочери снизу обклеивал картоном. Младшему просто напечатал. Когда самые "частые" поизносились и помялись, распечатал заново. В какие игры играть напишу ниже. Буквы необходимо распечатать символами, без рисунков. Если буква имеет разные символы для Строчной и прописных букв, то необходимо напечатать оба варианта: например, А и а, Б и б, а если они похожи и отличаются только размером, то не надо. Достаточно одного написания. Иначе вы можете сделать вторую ошибку. Потом объясню для чего это надо, пока просто сделайте так, как написал.
 
        Дочь на трехлетие  Полезной газеты (местная бесплатная газета в г. Наб. Челны) записала видео, в котором есть запись алфавита. В этом видео озвучиваются буквы (это методическая ошибка)- это минус, но пропеть наши русские буквы по другому очень трудно. Но в нём нет картинок, которыми обычно сопровождаются алфавиты - это большой плюс. Я могу рекомендовать это видео для тех детей, которым можно объяснить, что есть название буквы, а есть чтение буквы. В общем в этом видео совершается третья ошибка, но не совершается четвертая. Применять это видео при обучении ребенка - решать Вам. Только Вы знаете своего ребенка лучше всех.

          Запомни букву. Играли с сыном так. Выкладывал 3 (по мере успехов ребенка всё больше и дошли до 10) буквы. Называл их. Важный момент: называть буквы надо по звуку (г, к, с, н, ...), а не так как учим алфавит ( гэ,кэ, эс, эн). Это будет третьей ошибкой: вместо звуков называть названия букв. Гласные называть четко  и коротко: "а", "и", "е", а не "ааааа...", "иии...", "ееее...".Иначе потом будут затруднения с чтением слогов и слов. Мы ведь с вами хотим научить читать "слово", "эс-эл-о-вэ-о".Так и учите звукам , а названиям букв. Названия они выучат и без Вас в школе. Ну, я отвлёкся, но это было необходимо. Так как если не предостеречь, Вы могли сделать третью ошибку. Не запутывайте ребёнка учите его звукам, буквы ему понадобятся в более старшем возрасте. Это не наша задача. Итак выложил, назвал. И теперь игра-задание. Условие ребёнку говорите такое: "Сейчас я спрячу букву, а ты назовешь букву, которую я спрятал." Потом наступает очередь ребенка спрятать букву. Разумеется подыгрываете ребенку и "проигрывайте" ему. Хвалите его. И делайте всё возможное, чтобы игра ему нравилась. Заведите определенный ритуал начала игры. Фантазируйте. Мой сын потом сам просил меня "Пап, давай поиграем в буквы как вчера". В игру играли часто. Игра развивает память, и помогает запомнить буквы в виде символов и звуков.

          Как называется буква. По мере запоминания букв начинайте играть в другую игру ( Вы ведь, если будете играть в "Запомни букву", то увидите какие буквы он запомнил, а какие нет). Начинайте со знакомых ребенку букв. "Сейчас я покажу очень трудную букву, а ты ее назовешь". И выкладываете "знакомые ему буквы". Ребёнок с радостью их называет. Теперь он вам "загадывает - выкладывает" букву. а вы ее пытаетесь, но "не  всегда можете" назвать - забыли. вместе идете спрашивать эксперта по буквам - маму, старшую сестру или брата, бабушку,... Совсем хорошо если ребёнок Вам помог, и сам назвал:"Эх ты, это же ...". Разумеется Вы опять в "проигрыше", а ребёнок "эксперт". Потом придумывайте и играйте в похожие игры "как пишется эта буква", "найди букву", и т.д. Если ребёнку будет интересно , то он сам предложит Вам варианты. А вот, если он не хочет играть с буквами, то не заставляйте его. Его время ещё не пришло (см. выше).
 
          Узнай букву.Показывайте букву, называете её (опять же звук, который она обозначает) и просите найти её в его личной книге. Особую радость доставляет ребенку, если он нашел первым, или нашел редкую (малоупотребительную) букву. Вы "проигрываете, ребёнок выигрывает, потому что он самый умный, самый быстрый, самый... А вот это уже правда. Разве не так? В эту игру можно играть когда еще не запомнилась ни одна буква, а уж когда много помнит тем более. Если называет - ваши дела идут в гору. Можно просто показывать букву на плакате, а он ищет такую же на другом. Вариантов много.

         Чтение слогов. После того, как выучили буквы ( у вас ведь всё прошло легко и играючи?), наступает второй этап: чтение слогов. Принцип обучения тот же: "учимся, играя". Вот, например, такие игры. Начинайте со слогов из двух гласных: ау, иа, ее. Потом переходите к так называемых открытым слогам: согласная + гласная. А потом принцип усвоен, можете и потруднее придумывать.

          Маленькие слова. Придумываете  истории или вопросы, где ответом  будет слог из двух букв и показываете (можно заранее напечатать, или складывать тут же) как это пишется.
        1. Что кричат в лесу, когда заблудятся?     Ау
        2. Что говорят лошадке чтобы она вас повезла?    Но
        3 Что говорит ребенок, когда отдаёт игрушку?      На
        4 Как пищит мышонок?      Пи-пи-пи.
       Ребенок уже поймет, что слоги могут обозначать уже маленькие слова и он немного умеет уже читать. Расскажите ему об этом.



        Составь слог.Аналогично тому, как вы изучали алфавит, Вы играете в такие же игры, но уже со слогами. Например, составляете слог, а ребенок его читает. Можно объединять разные игры в одну. Главное, чтобы ребёнку было интересно.

        Объедини буквы.Придумывается история почему буква "Н" нашла букву "и". И как их семья теперь читается.

        Буквы-друзья. Рассказываете историю про трех друзей. Это буквы "с", "т", "р". Или аналогичные. И они часто в словах все вместе. Найди трех друзей в словах: стройка, страница, стрижка, струна, устранить и пусть ищет трех (двух) друзей в книгах. Также придумываете другие истории, сказки, рассказы про  другие буквенные сочетания.

        Чтение слов. Теперь вы уже умете читать слоги. К следующему этапу приступаете только тогда, когда чтение слогов, не вызывает у ребенка ни малейшей трудности (не задумывается. не вспоминает, не путает, не коверкает, и т.д.). Начинаете с простых трехбуквенных, и четырехбуквенных слов. Не форсируйте, лучше задержаться на втором этапе, чем убить любовь к чтению. Переходите к 5-буквенным и 6-буквенным словам. Чаще хвалите ребенка одного или при других, это мотивирует ребенка. "О, да ты, молодец, прочитал(а) такое длинное слово (вывеску)". Для того, чтобы чтение слов превратилось в чтение книг, покупайте для начала тоненькие книги с крупными буквами и картинками. К чтению серьезных книг ребёнок передет и без Вас.










        P.S.1  Почему нельзя использовать рисунки и буквы.  Не совершите четвертую ошибку, не используйте рисованный алфавит. Выше я уже требовал, чтобы вы распечатали одни буквы без рисунков и картинок. Это важное требование. Если будете использовать буквы и картинки Вы осложните ребенку чтение. Объясню почему. Допустим вы учите букву Ш, рядом с буквой нарисован шар,  до этого выучили букву М, где рядом нарисован мяч. Во-первых, рисунки согласитесь очень похожи. Во-вторых, это для вас то, что нарисовано это точно мяч, и шарик. А у детей фантазия разная. И он может сказать что это облако, арбуз и т.д. Про другие буквы вообще не однозначно может быть. А - это арбуз, и кусок арбуз, а может долька? Не верите, а вы поспрашивайте других детей. Да, большинство справится с заданием и точно назовет изображенный предмет, и несколько процентов детей скажут другое. А уверенны, что Ваш ребёнок не фантазёр, и он не попадет в этот самый процент. И всё, вам потом обеспеченны ошибки чтения такие как мар, шарт, потому что, он перепутал образы м и ш.

     Во-вторых, вы обрекаете ребенка на трудную мыслительную работу при чтении слов. Ему надо будет прочитать слово "МЯЧ". Если он запомнил буквы с помощью "костылей"-образов, вот что будет. Он видит первую букву М, вспоминает что рядом с ней, всегда нарисовано что-то круглое -это мяч, произносит про себя, вычленяет первый звук "М", запоминает его. Дальше буква "Я", это яблоко. опять такая же работа мыслей в голове. Запоминает "Я". Потом "Ч"- часы. Опять работа. Запоминает все буквы в оперативной памяти. Объединяет "М","Я","Ч" в слово. Неудивительно, что после такого чтения он будет сильно уставать и вообще возненавидит чтение. Да, я согласен, что с помощью образов дети легче запоминают буквы, но оно того стоит? Мой сын долго называл букву "о" буквой ноль, а букву "З" - буквой "три". Но не путал цифру 6 и букву "б". Это только потому что, цифры он выучил быстрее букв. Но зато теперь, когда я начал с ним читать слоги, он легко это делает. Достаточно показать ему как читается "на", как проблем  с чтением "ни", "но", .... у него нет. Поэтому не покупайте таких азбук, книг-алфавитов и кубиков с картинками. Выучит буквы, уже не страшно - можете купить. То как ребёнок выучит символы букв это не ваша проблема, это проблема мозга ребёнка. Для моего ребёнка буква е и буква с, долго были одно и тоже. Пришлось много поиграть. Сейчас путаницы нет, А чтение повторяю проходит легко.

      Именно поэтому часто на сайтах можно увидеть, ребенок читает всё подряд: вывеску, рекламу, заголовки газет , а вот чтение книг не любит. Да ребенок просто кратковременно применить свои способности может (вывеску прочитать), а вот читать книгу уже для него титанический труд. И потом родители задаются вопросом как же так умеет, но не хочет. кричат на всех сайтах:ПОМОГИТЕ!!! Не совершайте вышеперечисленных ошибок и все пройдет как по маслу. Моя старшая дочь - живой пример. Читает быстрее всех, и учится на отлично.

        P.S.2     Хорошо помогает выучить буквы и научится читать игра "Читайка". Для тех у кого дети как мой очень любят играть в компьютерные игры. Да, согласен, учить играть детей на компьютере вредно. Но уже ничего не поделаешь это данность этого поколения и лучше будете учить Вы правильному использованию компьютера, чем другие.


                               Ну вот, коротко всё. Желаю удачи. Будут вопросы пишите письма. Это конечно моё мнение, но опыт обучения детей у меня, есть - этим опытом и поделился.  На многих сайтах много чего написано, но думаю там половина теории, а я практик. Жаль пока нет умения вывести свой сайт в 10-ку лидеров по запросу:"как научить ребенка читать", так некоторые сайты действительно учат по похожей или аналогичной методике (мне вообще без разницы как Вы выучите детей читать, а вот, чтобы наша страна была самой начитанной, очень хочется), а некоторые просто продают Вам литературу, с помощью которой Вы вроде как сможете выучить ребенка. Лучше наберитесь терпения. Оно Вам поможет. Всего доброго.
 
 
Книги автора
Первая книга

Перейди на сайт книги, напиши мне в отзывах и вышлю книгу бесплатно.

Вторая книга

Перейди на сайт книги, напиши мне в отзывах и вышлю книгу бесплатно.

Последняя книга

Перейди на сайт книги, напиши мне в отзывах и вышлю книгу бесплатно.

Заработок

Набережные Челны
Используются технологии uCoz